Пашков Александр Яковлевич

Александр Яковлевич Пашков

Страна:

СССР

Годы жизни:

13.08.1915 - 11.02.1944 (ПАК)

Место рождения:

Сталинская обл., г. Мариуполь

В Красной Армии с:

20.12.1937

Вид авиации:

Истребительная, перегоночная

Категория:

летчик

Места службы:

19 зап

14.02.42‑1943

Командир звена

9 пап

?‑11.02.44

Зам. командира аэ

 

Родился 13.08.1915 г. на Украине в г. Мариуполе. В Красной Армии с 1937 г. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу. С 08.06.39 г. - летчик-инструктор Качинской авиашколы, с 1941 г. - командир звена, пилот-инструктор Краснодарской авиашколы.

С 14.02.42 г. - в составе 19 зап (г. Новосибирск). В феврале-марте 1943 г. обучался на окружных курсах командиров звеньев СибВО, по окончании которых продолжил службу в 19 зап в качестве командира звена, летчика-инструктора.

15.04.43 г. А.Я.Пашкову присвоено звание ст. лейтенант.

11.02.44 г. в составе летчиков-перегонщиков 9 пап СибВО участвовал в перегоне самолетов "Аэрокобра", которые вел летчик-лидер гв. майор А.И.Екимов с экипажем самолета «А-20-Ж».

Начальник перелета округа полковник Колобко, получив искаженный метеопрогноз и не дожидаясь его проверки, несмотря на отсутствие точных данных о погоде на маршруте и предупреждение нелетной погоды в Казани, своим решением выпускает самолеты в полет, отправляя две эскадрильи на верную гибель – АЭ 9 перегоночного полка и 17-ю перегоночную эскадрилью ВМФ. Ст. лейтенант А.Пашков вел группу из 5 самолетов.

Подлетая к Арску, в 50-60 км от Казани, летчики оказались во власти многокилометровой облачности и густого тумана. Из-за отсутствия связи между самолетом-лидером и аэродромом Кольцово г. Свердловска, радист сержант Крюков не смог получить сигнал о возвращении назад и передать его «Аэрокобрам». Строй самолетов рассыпался, и летчики продолжали путь поодиночке. Не обученные к слепым полетам, они теряли пространственную ориентацию к горизонту и падали.

Кроме того, мокрый снег и внезапная оттепель после сильных морозов вызвали обледенение самолетов. Фюзеляжи покрывались ледяной коркой. Некоторые самолеты не выдерживали такой нагрузки и еще в небе разваливались на куски.

Самолет ст. лейтенанта А.Я.Пашкова разбился возле деревеньки Чепчуги Арского района. Судьба 4-х летчиков из всей эскадрильи была решена иначе: избежали смертельной участи лейтенанты Владимир Смирнов и Геннадий Иванов. Мл. лейтенант Виктор Корнев был тяжело ранен и отправлен в госпиталь с переломами ног, а ст. лейтенант Василий Кириченко получил при падении ранения в голову.

В катастрофе погибли:

1. Командир группы, лейтенант Ковалев Борис Александрович, исполняющий должность командира эскадрильи 9 пап;

2. Гвардии майор Екимов Арсений Иванович, старший летчик-лидер экипажа "Бостон А-20-Ж";

3. Старший лейтенант Ткебучава Александр Давидович, штурман экипажа "Бостон А-20-Ж";

4. Сержант Крюков Павел Иванович, стрелок-радист экипажа "Бостон А-20-Ж";

5. Старший сержант Фомичев Сергей Николаевич, механик экипажа "Бостон А-20-Ж";

6. Старший лейтенант Дорофеев Анатолий Степанович, летчик 9 пап;

7. Старший лейтенант Пашков Александр Яковлевич, командир звена 9 пап;

8. Лейтенант Лобинцев Дмитрий Яковлевич, командир звена 9 пап;

9. Лейтенант Кольцов Владимир Дмитриевич, летчик 9 пап;

10. Лейтенант Беляев Константин Михайлович, командир звена 9 пап;

11. Лейтенант Ермаков Михаил Александрович, летчик 9 пап;

12. Гвардии младший лейтенант Булка Андрей Иванович, летчик 2 гиап ВМФ;

13. Гвардии младший лейтенант Лопатин Иван Кузьмич, летчик 2 гиап ВМФ;

14. Гвардии младший лейтенант Горишный Василий Алексеевич, летчик 2 гиап ВМФ;

15. Гвардии младший лейтенант Грудаков Иван Степанович, командир звена 118 орап ВМФ;

16. Гвардии лейтенант Шпигун Дмитрий Андрианович, старший летчик 102 гиап. Пропал без вести.

Таковой оказалась цена фатального метеопрогноза по вине начальника метеостанции. Узнав об этом, он застрелился, а виновный в выпуске самолетов на трассу начальник отдела перелетов УрВО полковник Коробко был разжалован до звания рядового и отправлен на фронт, в штрафбат, к концу войны уже был восстановлен в звании.

... 2009 год. Более 65 лет не было известно конкретное место катастрофы и захоронения летчика. Считалось, что Александр Пашков погиб на подлете к Казани. После тщательного поиска и изучения архивных документов и донесений, удалось узнать район его захоронения – с. Чепчуги. Однако окончательный ответ пока не подтвержден. Поиск продолжается. Память народная будет хранить имена погибших летчиков.

 

Биографию подготовила Ирина Филатова

 

Источники информации:

1. Материалы расследования катастрофы, ЦАМО, ф.160, оп. 12234, д. 35, лл.137-142.

2. Книга потерь 9 пап, ЦАМО, оп. 438230, дд.1,2; д.3 - Штатно-должностные списки; д.4 - Алфавитная Книга.

3. Донесение о гибели - вх. No. 481.

4. Пр. ГУК ВВС СССР No. 0433 от 28.02.47 г., ЦАМО, ф.33, оп. 563784, д. 7, л. 85.

5. Мемуары участников рокового перелета В.А.Смирнова и В.М.Кириченко.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Пашков

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.