Ковалев Борис Александрович

Борис Александрович Ковалев

Страна:

СССР

Годы жизни:

17.07.1918 - 11.02.1944 (ПАК)

Место рождения:

Ворошиловградская обл., пос. Успенка

В Красной Армии с:

25.12.1937, призван Ворошиловградский РВК Ворошиловгр. обл.

Вид авиации:

Истребительная, перегоночная

Категория:

летчик

Места службы:

Бирмская ВАШП

15.02.41‑19.01.44

Командир звена, летчик-инструктор

9 пап

19.01.44‑11.02.44

ВрИД командира аэ

 

Родился 17.07.1918 г. на Украине, в поселке Успенка Ворошиловградской области. В Красную Армию призван Ворошиловградским ОВК в декабре 1937 г. Кандидат ВКП(б). Окончил рабфак в 1937 г. Был женат. Имел дочь Наталью.

25.12.37 г. поступил в Ворошиловградскую военную авиационную школу. После ее окончания с декабря 1938 г. служил в составе 22 тбап. С апреля 1940 г. - начальник химслужбы аэ. С февраля 1941 г. - летчик-инструктор Бирмской авиашколы.

18.03.43 г. присвоено звание лейтенант.

19.01.44 г. направлен в состав 9 пап, исполнял должность командира аэ.

11.02.44 г. лейтенант Ковалев принял командование группой, совершавшей перегон самолетов из г. Свердловска. Лидировал группы самолет "Бостон А-20-Ж", пилотируемый старшим летчиком-лидером гв. майором А.И.Екимовым.

Начальник отдела перелетов округа полковник Коробко, получив искаженный метеопрогноз и не дожидаясь его проверки, поспешно информирует командиров групп без синоптической карты и выпускает группу лейтенанта Ковалева. Вместе с ними перегон совершали летчики морской авиации, всего вышел в рейс 21 самолет.

Через час наземные рации аэродромов Кольцово и Казани передали приказание о возвращении самолетов обратно, поскольку в районе столицы Татарии стояла густая многокилометровая облачность со стелющимися до земли туманами. Группы, не приняв сигнал возвращения, продолжали полет.

При подлете к Арску, эскадрильи оказались в западне: кроме мощной облачности, в Татарии царила оттепель с изморозью при стоявших крещенских морозах. Это вызвало быстрый нарост льда на фюзеляжах самолетов. Попав в зону обледенения, техника не выдерживала веса и теряла управление. Вынужденный вести самолет на бреющем полете, лейтенант Ковалев зацепился за столб, вмерзший в реку Волгу, и разбился.

Его катастрофу наблюдал лейтенант В.Смирнов - один из четырех оставшихся в живых летчиков из всей эскадрильи. Лейтенант Г.Иванов также избежал катастрофы. Мл. лейтенант Виктор Корнев потерпел аварию и с переломами ног был доставлен в Казанский госпиталь. Ст. лейтенант Василий Кириченко совершил вынужденную посадку и при падении получил травмы головы. Благодаря помощи местных жителей, он был извлечен из самолета и доставлен в госпиталь.

Экипаж лидера "Бостона" упал одним из первых и разбился вблизи деревеньки Тюбяк-Чекурча Арского района.

Лейтенант Борис Ковалев разбился под Казанью.

В катастрофе погибли:

1. Командир группы, лейтенант Ковалев Борис Александрович, исполняющий должность командира эскадрильи 9 пап;

2. Гвардии майор Екимов Арсений Иванович, старший летчик-лидер экипажа "Бостон А-20-Ж";

3. Старший лейтенант Ткебучава Александр Давидович, штурман экипажа "Бостон А-20-Ж";

4. Сержант Крюков Павел Иванович, стрелок-радист экипажа "Бостон А-20-Ж";

5. Старший сержант Фомичев Сергей Николаевич, механик экипажа "Бостон А-20-Ж";

6. Старший лейтенант Дорофеев Анатолий Степанович, летчик 9 пап;

7. Старший лейтенант Пашков Александр Яковлевич, командир звена 9 пап;

8. Лейтенант Лобинцев Дмитрий Яковлевич, командир звена 9 пап;

9. Лейтенант Кольцов Владимир Дмитриевич, летчик 9 пап;

10. Лейтенант Беляев Константин Михайлович, командир звена 9 пап;

11. Лейтенант Ермаков Михаил Александрович, летчик 9 пап;

12. Гвардии младший лейтенант Булка Андрей Иванович, летчик 2 гиап ВМФ;

13. Гвардии младший лейтенант Лопатин Иван Кузьмич, летчик 2 гиап ВМФ;

14. Гвардии младший лейтенант Горишный Василий Алексеевич, летчик 2 гиап ВМФ;

15. Гвардии младший лейтенант Грудаков Иван Степанович, командир звена 118 орап ВМФ;

16. Гвардии лейтенант Шпигун Дмитрий Андрианович, старший летчик 102 гиап. Пропал без вести.

Таковой оказалась цена фатального метеопрогноза по вине начальника метеостанции. Узнав об этом, он застрелился, а виновный в выпуске самолетов на трассу начальник отдела перелетов УрВО полковник Коробко был разжалован до звания рядового и отправлен на фронт, в штрафбат, к концу войны уже был восстановлен в звании.

Память народная будет хранить имена всех летчиков, погибших в этой чудовищной катастрофе.

 

Биографию подготовила Ирина Филатова

 

Источники информации:

1. Материалы расследования катастрофы, ЦАМО, ф.160, оп. 12234, д. 35, лл.137-142.

2. Книга потерь 9 пап, ЦАМО, оп. 438230, дд.1,2; д.3 - Штатно-должностные списки; д.4 - Алфавитная Книга.

3. Пр. ГУК ВВС СССР No. 0364 от 27.02.47 г., ЦАМО, ф.33, оп. 563784, д. 6, л. 23.

4. Мемуары участников рокового перелета В.А.Смирнова и В.М.Кириченко.