Беляев Константин Михайлович
![]() |
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 09.05.1917 г. в деревне Большая Ильиновка Каширского р-на Московской области. 25.11.37 г. Московским ГВК призван в Красную Армию. Обучался в Военной школе летчиков и 30-й Военной авиационной школе в г. Чите Забайкальского ВО. В октябре 1939 г. школа перебазировалась в г. Батайск.
С 12.08.42 г. служил в составе 927 иап.
27.11.42 г. присвоено звание лейтенант.
11.02.44 г. в составе эскадрильи 9 пап осуществлял перегон самолетов "Аэрокобра". Группу лидировал гв.майор А.И.Екимов с экипажем самолета «А-20-Ж». С этой группой летели перегонщики авиаэскадрильи ВМФ.
Вылетев из г. Свердловска Уральского Военного округа, обе группы по цене ложного метеопрогноза, который начальник перелетов округа полковник Коробко не стал перепроверять и уточнять, попали в мощную низкую облачность, которая накрыла группу и прижала летчиков к земле.
Не приученные к слепым полетам, они теряли ориентировку, и пытались пробиться в одиночку. Из-за отсутствия радиосвязи самолета-лидера с аэродромом вылета, принять сигнал возвращения и передать его в строй «Аэрокобрам» радист «Бостона» не смог.
При подлете к Казани, попав в зону обледенения, вызванную внезапной оттепелью и моросью после лютых крещенских морозов, самолеты покрывались коркой, становились неуправляемыми и падали на землю. Самолет «Аэрокобра» лейтенанта К.М.Беляева потерпел катастрофу в 8 километрах от Казани - в деревне Кадышево. Летчик погиб.
Эскадрилья потеряла в этой крупномасштабной катастрофе практически весь свой состав.
В катастрофе погибли:
1. Командир группы, лейтенант Ковалев Борис Александрович, исполняющий должность командира эскадрильи 9 пап;
2. Гвардии майор Екимов Арсений Иванович, старший летчик-лидер экипажа "Бостон А-20-Ж";
3. Старший лейтенант Ткебучава Александр Давидович, штурман экипажа "Бостон А-20-Ж";
4. Сержант Крюков Павел Иванович, стрелок-радист экипажа "Бостон А-20-Ж";
5. Старший сержант Фомичев Сергей Николаевич, механик экипажа "Бостон А-20-Ж";
6. Старший лейтенант Дорофеев Анатолий Степанович, летчик 9 пап;
7. Старший лейтенант Пашков Александр Яковлевич, командир звена 9 пап;
8. Лейтенант Лобинцев Дмитрий Яковлевич, командир звена 9 пап;
9. Лейтенант Кольцов Владимир Дмитриевич, летчик 9 пап;
10. Лейтенант Беляев Константин Михайлович, командир звена 9 пап;
11. Лейтенант Ермаков Михаил Александрович, летчик 9 пап;
12. Гвардии младший лейтенант Булка Андрей Иванович, летчик 2 гиап ВМФ;
13. Гвардии младший лейтенант Лопатин Иван Кузьмич, летчик 2 гиап ВМФ;
14. Гвардии младший лейтенант Горишный Василий Алексеевич, летчик 2 гиап ВМФ;
15. Гвардии младший лейтенант Грудаков Иван Степанович, командир звена 118 орап ВМФ;
16. Гвардии лейтенант Шпигун Дмитрий Андрианович, старший летчик 102 гиап. Пропал без вести.
Таковой оказалась цена фатального метеопрогноза по вине начальника метеостанции. Узнав об этом, он застрелился, а виновный в выпуске самолетов на трассу начальник отдела перелетов УрВО полковник Коробко был разжалован до звания рядового и отправлен на фронт, в штрафбат, к концу войны уже был восстановлен в звании.
Смогли избежать катастрофы и спаслись лейтенанты Владимир Смирнов и Геннадий Иванов. Спаслись при падении, но получили травмы: мл.лейтенант Виктор Корнев (отправлен в госпиталь с переломами ног) и ст. лейтенант Василий Кириченко (травмы и ушибы головы. Лечился в госпитале).
Память народная будет хранить имена погибших летчиков.
Биографию подготовила Ирина Филатова
Источники информации:
1. Материалы расследования катастрофы, ЦАМО, ф.160, оп. 12234, д. 35, лл.137-142.
2. Книга потерь 9 пап, ЦАМО, оп. 438230, дд.1,2; д.3 - Штатно-должностные списки; д.4 - Алфавитная Книга.
3. Пр. ГУК ВВС СССР No. 0364 от 27.02.47 г., ЦАМО, ф.33, оп. 563784, д. 6, л. 23.
4. Мемуары участников рокового перелета В.А.Смирнова и В.М.Кириченко.
5. Книга памяти. Москва. Том 2.