Шпигун Дмитрий Андрианович
![]() ![]() |
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился в 1921 году на хуторе Бережневка Полтавского р-на Полтавской области.
С сентября 1942 г. воевал в составе 124 иап/102 гиап.
В 1943 г. награжден медалями "За отвагу" и "За оборону Ленинграда".
11.02.44 г. в составе группы лейтенанта Ковалева (9 пап СибВО) гвардии лейтенант Шпигун участвовал в перегоне самолетов "Аэрокобра". Начальник перелета округа полковник Коробко, получив искаженный метеопрогноз и не дожидаясь его проверки, несмотря на отсутствие точных данных о погоде на маршруте и предупреждение нелетной погоды в Казани, своим решением выпустил самолеты на трассу.
Подлетая к Арску, летчики оказались во власти многокилометровой облачности и густого тумана. Из-за отсутствия связи между самолетом-лидером и аэродромом Кольцово г. Свердловска, пилоты не смогли получить сигнал о возвращении назад. Строй самолетов рассыпался, и летчики продолжали путь поодиночке. Не обученные к слепым полетам, они не смогли выбраться из тумана и падали.
Кроме того, мокрый снег и внезапная оттепель после сильных морозов вызвали обледенение самолетов. Фюзеляжи покрывались ледяной коркой. Некоторые самолеты не выдерживали такой нагрузки и еще в небе разваливались на куски.
Многие погибли, в том числе и гвардии лейтенант Дмитрий Шпигун, но некоторые пилоты смогли преодолеть западню и остаться живыми. Благополучно вернулись на аэродром Кольцово (Свердловск) гв.капитан Сухомлин, командир группы, а также летчики Владимир Смирнов и лейтенант Геннадий Иванов из группы Ковалева. Совершили вынужденные посадки в районе Арска летчики Виктор Корнев и Василий Кириченко. Летчики гв. капитан Абышев, гв. лейтенант Романов и экипаж-лидер «Пе-3» Военно-морского авиационного училища: капитан Акулин, лейтенант Савосин и сержант Черкасов произвели вынужденную посадку на запасном аэродроме Янаул.
В катастрофе погибли:
1. Командир группы, лейтенант Ковалев Борис Александрович, исполняющий должность командира эскадрильи 9 пап;
2. Гвардии майор Екимов Арсений Иванович, старший летчик-лидер экипажа "Бостон А-20-Ж";
3. Старший лейтенант Ткебучава Александр Давидович, штурман экипажа "Бостон А-20-Ж";
4. Сержант Крюков Павел Иванович, стрелок-радист экипажа "Бостон А-20-Ж";
5. Старший сержант Фомичев Сергей Николаевич, механик экипажа "Бостон А-20-Ж";
6. Старший лейтенант Дорофеев Анатолий Степанович, летчик 9 пап;
7. Старший лейтенант Пашков Александр Яковлевич, командир звена 9 пап;
8. Лейтенант Лобинцев Дмитрий Яковлевич, командир звена 9 пап;
9. Лейтенант Кольцов Владимир Дмитриевич, летчик 9 пап;
10. Лейтенант Беляев Константин Михайлович, командир звена 9 пап;
11. Лейтенант Ермаков Михаил Александрович, летчик 9 пап;
12. Гвардии младший лейтенант Булка Андрей Иванович, летчик 2 гиап ВМФ;
13. Гвардии младший лейтенант Лопатин Иван Кузьмич, летчик 2 гиап ВМФ;
14. Гвардии младший лейтенант Горишный Василий Алексеевич, летчик 2 гиап ВМФ;
15. Гвардии младший лейтенант Грудаков Иван Степанович, командир звена 118 орап ВМФ;
16. Гвардии лейтенант Шпигун Дмитрий Андрианович, старший летчик 102 гиап. Пропал без вести.
Таковой оказалась цена фатального метеопрогноза по вине начальника метеостанции. Узнав об этом, он застрелился, а виновный в выпуске самолетов на трассу начальник отдела перелетов УрВО полковник Коробко был разжалован до звания рядового и отправлен на фронт, в штрафбат, к концу войны уже был восстановлен в звании.
В 2010 году удалось найти могилу Д.А.Шпигуна. Она была приведена в порядок силами специалистов Всероссийского информационно-поискового центра (г.Казань). Установлено, что в документах Нижнеуслонского сельсовета Верхнеуслонского района есть актовая запись о смерти Д.А.Шпигуна, датированная 4 мая 1944 года. В ней сказано, что останки погибшего летчика были обнаружены в обломках самолета под стаявшим снегом в мае 1944 года и захоронены на кладбище села Нижний Услон. В связи с тем, что документы летчика пострадали от долгого нахождения в снегу, на могиле погибшего были допущены ошибки в написании его данных. В советское время за могилой ухаживали учителя и учащиеся Нижнеуслонской средней школы. В постсоветское время могила оказалась заброшенной.
В мае 2012 года администрацией Нижнеуслонского сельского поселения и администрацией Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан на месте захоронения был торжественно открыт памятник.Родные летчика найдены в декабре 2010 года: сестра Роман Анастасия Андриановна и племянник Юрий Роман проживают в Полтаве. Старший брат и две сестры – в России.
Биографию подготовила Ирина Филатова
Источники информации:
1. Материалы расследования катастрофы, ЦАМО, ф.160, оп. 12234, д. 35, лл. 137-142.
2. ЦАМО, ф.33, оп. 11458, д. 603. Донесения о безвозвратных потерях 13 ВА, Вх. No. 017043-13.04.1944
3. ЦАМО, ф.33, оп.11458, д.307. Донесения о безвозвратных потерях 2 ГИАК, Вх. дон. № 015951-25.03.1944
4. ЦАМО, ф.33, оп.11458, д.227. Приказ об исключении из списков ГУК НКО, Вх. дон. № 1263-31.03.1944
5. Мемуары участников рокового перелета В.А.Смирнова и В.М.Кириченко.
6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 16973776
7. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1536609647
Фотогалерея
|