Крюков Павел Иванович
| |||||||||||||||||||||||||
Родился 02.03.1923 г. в г. Кемерово Новосибирской области в семье крестьянина-бедняка. После окончания школы поступил в Новосибирскую летную школу, и в 1940 г. был направлен в Омскую летную школу. После ее окончания сержант П.И.Крюков ушел на фронт.
Павел всегда отличался примерностью и был человеком обязательным. Письма с фронта семья получала от него регулярно. Постоянно проявлял заботу о больном отце, матери и младшем брате с сестрой. Незадолго до гибели, 8 ноября 1943 г., был поощрен отпуском и смог навестить родных.
В феврале 1944 г. сержант Крюков выполнял служебное задание по перегону американской авиатехники. Стрелок-радист входил в состав экипажа "Бостон А-20-Ж", лидировавшего авиаэскадрилью из 11 самолетов "Аэрокобра" 9 перегоночного полка СибВО. Бомбардировщик вел старший летчик-лидер гв. майор А.И.Екимов.
11.02.44 г. эскадрилья вылетала из Свердловска. Донесение о погоде, полученное от начальника метеослужбы округа, было искажено и требовало уточнения, ибо над Казанью царила густая и плотная облачность, отменявшая полет при таких условиях. Однако, начальник перелета ВВС УрВО полковник Коробко не стал дожидаться уточнения прогноза и отмены тревожных сигналов, собственным решением выпустил 21 самолет на маршрут. Две эскадрильи перегонщиков, 9 пап и ВМФ, возглавляемые лидером-бомбардировщиком, очень скоро попали в густой, до земли, туман. По причине отсутствия радиосвязи между бомбардировщиком и аэродромом вылета, сигналы о возвращении назад лидер не смог принять. Группы продолжали полет вслепую. Не обученные таким полетам, самолеты рассыпались в тумане и поодиночке пробирались к Казани или возвращались назад. Кроме того, в небе Татарии их застигла морось после крещенских морозов. Фюзеляжи у непрочных американских самолетов стали обрастать ледяным наростом и некоторые из них начали разваливаться на куски. Остальные, кружась, и не имея возможности произвести посадку, падали на землю, как топор.
В катастрофе погибли:
1. Командир группы, лейтенант Ковалев Борис Александрович, исполняющий должность командира эскадрильи 9 пап;
2. Гвардии майор Екимов Арсений Иванович, старший летчик-лидер экипажа "Бостон А-20-Ж";
3. Старший лейтенант Ткебучава Александр Давидович, штурман экипажа "Бостон А-20-Ж";
4. Сержант Крюков Павел Иванович, стрелок-радист экипажа "Бостон А-20-Ж";
5. Старший сержант Фомичев Сергей Николаевич, механик экипажа "Бостон А-20-Ж";
6. Старший лейтенант Дорофеев Анатолий Степанович, летчик 9 пап;
7. Старший лейтенант Пашков Александр Яковлевич, командир звена 9 пап;
8. Лейтенант Лобинцев Дмитрий Яковлевич, командир звена 9 пап;
9. Лейтенант Кольцов Владимир Дмитриевич, летчик 9 пап;
10. Лейтенант Беляев Константин Михайлович, командир звена 9 пап;
11. Лейтенант Ермаков Михаил Александрович, летчик 9 пап;
12. Гвардии младший лейтенант Булка Андрей Иванович, летчик 2 гиап ВМФ;
13. Гвардии младший лейтенант Лопатин Иван Кузьмич, летчик 2 гиап ВМФ;
14. Гвардии младший лейтенант Горишный Василий Алексеевич, летчик 2 гиап ВМФ;
15. Гвардии младший лейтенант Грудаков Иван Степанович, командир звена 118 орап ВМФ;
16. Гвардии лейтенант Шпигун Дмитрий Андрианович, старший летчик 102 гиап. Пропал без вести.
Таковой оказалась цена фатального метеопрогноза по вине начальника метеостанции. Узнав об этом, он застрелился, а виновный в выпуске самолетов на трассу начальник отдела перелетов УрВО полковник Коробко был разжалован до звания рядового и отправлен на фронт, в штрафбат, к концу войны уже был восстановлен в звании.
15 числа сержант П.И.Крюков был похоронен вместе со своим экипажем и летчиком Дорофеевым А.С. в г. Арске, в братской могиле старого русского кладбища. На похоронах присутствовал спасшийся летчик ст.лейтенант В.Ф.Кириченко.
Пилота мл. лейтенанта В.Корнева, единственного, кому удалось выпрыгнуть с парашютом, доставили в госпиталь с переломами ног. Лейтенанты В.Смирнов и Г.Иванов оказались теми счастливчиками, которые сумели долететь до места назначения невредимыми.
В конце шестидесятых годов пионерами-следопытами Тюбяк-Чекурчинской школы были найдены родственники погибших Екимова, Ткебучава и Крюкова, которые приезжали на встречу с ребятами и навестили могилу своих близких.
Мария Петровна Крюкова 9 мая 1967 г. побывала на месте гибели сына.
В 2008 г., в канун Дня Победы, погибшему экипажу был установлен новый памятник, уход за которым осуществляют учащиеся средней школы г. Арска.
Память народная будет хранить их имена.
Биографию подготовила Ирина Филатова
Источники информации:
1. Материалы расследования катастрофы, ЦАМО, ф.160, оп. 12234, д. 35, лл.137-142.
2. Книга потерь 9 пап, ЦАМО, оп. 438230, дд.1,2; д.3 - Штатно-должностные списки; д.4 - Алфавитная Книга.
3. Мемуары участников рокового перелета В.А.Смирнова и В.М.Кириченко.
Фотогалерея
|
Комментариев пока нет | Добавить комментарий |
- Крюков
- Контакты
Введите Ваши имя, фамилию, сообщение и e-mail
Например:
Ольга Иванова
olga@mail.ru
Внучка летчика. Ищу дополнительную информацию.
Поделиться страницей:
Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.