Александра Ефимовна Чернаткина

От Кавказа до Берлина

Под крылом Белоруссия

После освобождения Крыма предстояло перебазирование в Белоруссию. Командование полка предоставило А.В. Кочетову краткосрочный отпуск. 28 мая 1944 года Александр приехал в город Алатырь. Здесь в 1919 году он родился. Отец работал машинистом в паровозном депо. Здесь прошли его детские и школьные годы. После окончания ФЗУ в 1936-37 годах работал помощником машиниста.

Пролетавшие над городом самолеты производили огромное впечатление. Он постоянно читал литературу о самолетах, о выдающихся летчиках и еще больше утвердился в своем стремлении научиться летать.

Это привело его в Алатырский аэроклуб, где он впервые поднялся в небо, с которым не расставался многие годы. Успешно окончил аэроклуб и был рекомендован в летное училище. С тихоходного У-2 пересел на современную скоростную машину - стал курсантом Энгельсского летного училища. Успешно окончив его, служил в боевом истребительном авиаполку Киевского особого военного округа.

В Алатыре Герой посетил коллективы паровозного депо и паровозоремонтного завода. Рассказал рабочим о том, как сражаются его однополчане и заверил земляков, что и впредь будет сражаться с врагами до полного изгнания их с родной земли.

Его выступления вызвали небывалый патриотический подъем. Рабочие депо Алатыря предложили собрать деньги на самолет для Кочетова. Инициатива железнодорожников нашла поддержку у рабочих и служащих остальных предприятий города.

Затем Кочетов посетил предприятия города Чебоксары. Он познакомился с председателем колхоза "Марс" Яльчикского района Абдулом Гаязовичем Гаязовым, который в 1943 году внес 105 тысяч рублей своих личных сбережений на строительство танковой колонны "Колхозник Чувашии". Поговорив с Кочетовым, Гаязов решил еще раз внести свой вклад в дело разгрома врага. Из сбережений своих и своей семьи решил отдать 110 тысяч рублей на приобретение истребителя для Героя.

О своем решении Гаязов написал И.В. Сталину и просил разрешения лично вручить самолет А.В. Кочетову. В ответ И.В. Сталин выразил А. Гаязову благодарность и обещал, что его желание будет исполнено.

А в декабре 1944 года делегация из Чувашии, в составе которой был и Гаязов на деньги, собранные трудящимися республики вручили 43 авиаполку 12 самолетов для эскадрильи, которой командовал Кочетов. Персонально Кочетову вручили два самолета - от Гаязова и от трудящихся города Алатырь. На одном из них было написано "От колхозника Гаязова". По желанию Кочетова один самолет, из подаренных ему, был передан его другу Герою Советского Союза Спартаку Маковскому.

Вручение самолетов происходило под Москвой на аэродроме Монино. Туда же приехала жена Кочетова - Александра Михайловна. Через всю жизнь пронес большую любовь к жене этот человек. Когда летал над городом, Аля выходила во двор следила за полетом мужа, а он бросал ей из самолета огромные букеты полевых цветов.

На подаренных самолетах летчики 3-й авиаэскадрильи летали до конца войны. Летали на Варшаву, Берлин, штурмовали вражеские аэродромы, сбивали в небе самолеты врага.

 

Враги вторглись на Белорусскую землю, установили кровавый оккупационный режим. Три года зверствовали и разоряли Белоруссию фашистские нелюди. Города и села были превращены в руины и пожарища. Они уничтожили 2 миллиона 200 тысяч мирных жителей и военнопленных. 380 тысяч парней и девушек угнали на германскую каторгу. Вся Белоруссия покрылась сетью концентрационных лагерей и тюрем, действовали фабрики смерти.

Зверства врагов не сломили белорусский народ. На территории Белоруссии к лету 1944 года действовало 150 партизанских бригад и 49 отдельных отрядов. Кроме того, борьбу вели 60 тысяч подпольщиков.

23 июня 1944 года 1-й, 2-й и 3-й Белорусские фронты пошли в наступление. В составе 3-го Белорусского фронта была и наша 278 Краснознаменная Сибирская Сталинская истребительная авиадивизия. Она в составе 3-го Никопольского корпуса вошла в состав 1-й воздушной армии.

Командиром 278 авиадивизии стал полковник Орлов Константин Дмитриевич. Прекрасный летчик и волевой командир он быстро завоевал доверие и авторитет. До этого назначения он был заместителем командира 303 истребительной авиадивизии, куда входил и полк "Нормандия-Неман", обучал летному мастерству французских летчиков, водил их на боевые задания.

Этот полк действовал теперь на одном с нами направлении. Мы часто базировались поблизости с этим полком. Летчики видели французов в бою и отзывались о них с большим уважением.

Перелетев на аэродром Сморгонь, сразу включились в боевую работу. Прикрывали с воздуха действия конно-механизированного корпуса генерала Н.С. Осликовского, прикрывали переправу на реке Березина.

Войска фронта продолжали стремительное наступление на запад. Впереди была граница нашей Родины. Все понимали, что недалек час, когда наша земля будет очищена от захватчиков. Люди рвались в бой, чтобы приблизить час победы.

Вместе с частями Красной Армии партизанские отряды участвовали в штурме городов и населенных пунктов. Во многих случаях они захватывали города, райцентры, населенные пункты, железнодорожные станции и удерживали их до прихода частей Красной Армии.

По мере освобождения территории, партизаны выходили из лесов. Часть из них была направлена на восстановление народного хозяйства, другие - в ряды Красной Армии и продолжали бить врага.

Помню, в один из дней по дороге мимо нашего аэродрома в течение нескольких часов двигались партизанские колонны, вышедшие из лесов - люди и обозы партизанского имущества. Они были одеты в различную одежду, на головных уборах наискосок закреплены красные ленточки - отличительный знак партизана. Шли усталые запыленные люди, а лица их светились счастливой улыбкой.

 

Генерал Е.Я. Савицкий получил из штаба 1-й воздушной армии задание подготовить эскадрилью самолетов Як-9д к боевому вылету в Инстенбург (Восточная Пруссия). Машины снарядить бомбами, полным боекомплектом и... листовками. Выполнить эту задачу поручили 43-му полку.

Ведущим группы назначили А.Д. Осадчиева, имевшего большой боевой опыт и не раз летавшего на задания с генералом. Рассчитали расход горючего и продумали способ разбрасывания листовок. В 6 часов 20 минут группа в составе 8 самолетов вылетела на задание. Все самолеты вернулись на базу невредимыми.

В своей книге "Я - "Дракон!" - Атакую!" маршал Е.Я. Савицкий вспоминает: "В тот же день радиостанция имени Коминтерна передала сообщение, что восемь истребителей нанесли бомбово-штурмовой удар по противнику и сбросили над прусским городом Инстенбург листовки. Радиоволны разнесли эту весть на весь мир..."

Полк имел большой опыт штурмовки вражеских объектов и эту задачу блестяще выполнил.

 

Во второй половине июня в полк приехали поэты Сергей Михалков и Эль-Регистан. Они с восторгом следили за боевыми действиями и успехами летчиков, вели с ними беседы. Михалков даже высказывал желание полететь в самолете на боевое задание, но истребитель имеет одноместную кабину и для перевозки пассажиров не приспособлен.

 

7 июля 1944 года командир эскадрильи С.А. Лебедев возглавил группу из 6 самолетов. В заданном районе встретили 10 бомбардировщиков и охранявших их 18 истребителей. Своими действиями наши летчики не допустили прицельного бомбометания. В завязавшемся бою сбили 6 вражеских самолетов. Вернулись на базу без потерь. Надо отметить, что за весь период войны С.А. Лебедев не потерял ни одного ведомого.

В небе Белоруссии Д.В. Джабидзе не раз вгонял в землю вражеские самолеты. Над нашими позициями он сбил немецкий корректировщик ФВ-189.

 

В полк прибыл на стажировку молодой летчик Чайкин Иван Афанасьевич. Его определили в 1 эскадрилью. С аэродрома Сморгонь в паре с Владимиром Меркуловым сопровождал бомбардировщик Пе-2 на фотографирование немецкого объекта. Задание было выполнено без потерь.

На следующий день 17 августа он с группой полетел на сопровождение наших бомбардировщиков. Помня наказ генерала Савицкого о том, что ни в коем случае нельзя допустить ни одной потери бомбардировщиков, он в этом вылете совершил подвиг. Чтобы защитить бомбардировщик, он поставил свой самолет под очередь Ме-109 и погиб. Бомбардировщики вернулись без потерь.

 

В связи с перемещением личного состава на освободившееся место командира эскадрильи в 812-м авиаполку 265-й дивизии был назначен капитан Д.В. Джабидзе. В своей книге "Полвека с небом" маршал Е.Я. Савицкий писал: "Д.В. Джабидзе считался в корпусе одним из лучших летчиков и заслуженно пользовался высоким авторитетом у своих товарищей".

Весь личный состав 43-го полка, относившийся с большим уважением к Давиду Васильевичу, искренне сожалел о его уходе из полка и одновременно радовался оказанному ему доверию. В этой должности он воевал до конца войны, совершив еще немало подвигов.

 

© А.Е.Чернаткина, 28.07.2004.

 

Дальше

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.