Александра Ефимовна Чернаткина

От Кавказа до Берлина

Последний штурм

В ночь на 16 апреля 1945 года началось наступление на Берлин. В воздухе велись ожесточенные бои в течение 16, 17 и 18 апреля. В боях участвовали большие группы вражеских самолетов-истребителей, эшелонированных по высоте. Группы насчитывали по 40-50 экипажей. Наши истребители немедленно вступали в бой и общими силами разгромили в воздухе эту армаду.

18 апреля продолжалось победоносное наступление наших войск на Берлин. Воздушные бои стали еще ожесточеннее.

В период проведения берлинской операции фашистское командование за счет использования самолетов учебной части и ПВО сосредоточило в направлении главного удара довольно крупные силы авиации. Однако им не удалось перехватить инициативу в воздухе, прочно завоеванного нашей авиацией господства.

Качественный состав авиационной техники врага значительно ухудшился. Лучшие кадры немцев были уничтожены в небе нашей Родины.

Ковальский и Маковский

Штурман 278-й иад майор Ковальский и командир эскадрильи 43-го иап капитан Маковский

Старший лейтенант Иван Кузнецов в течение одного дня обил 4 вражеских самолета, по 2 сбили старший лейтенант Николай Бородин и лейтенант Михаил Дыдыгин.

Во второй половине того же дня радиолокаторы корпусного узла наведения обнаружили 35 вражеских бомбардировщиков и штурмовиков, идущих в район действий наших войск. В это время в воздухе находилась шестерка истребителей под командованием старшего лейтенанта Ивана Кузнецова. Получив сведения о подходе вражеских самолетов, Кузнецов повел группу на перехват. Прикрываясь облачностью, расстроил боевой порядок врагов, заставил их сбросить бомбы, не долетев до линии фронта. В завязавшемся воздушном бою И.Г. Кузнецов, И.Ф. Черненков и Н.Т. Грибков сбили 4 самолета.

19 апреля бои не прекращались до самого вечера. И опять, как отметил командующий 16-й ВА, отличились летчики 3-го истребительного авиакорпуса. Они провели 89 воздушных боев и сбили 68 самолетов врага. В одном из боев 2 самолета сбил Спартак Маковский.

24 апреля летчики корпуса ударили по аэродромам врага и вели свободный поиск в районе Берлина. В 45 воздушных боях они сбили 26 самолетов, из них один на счету капитана Меркулова.

А.В. Кочетов водил свою эскадрилью на самые ответственные задания. Летчики, летавшие с ним, всегда были уверены в том, что он примет в бою правильные решения. Они учились у него мастерству. Он действовал внезапно, и его разгромные атаки всегда были результативными.

Скромный, честный, веселый запевала и хороший товарищ. Выполняя любое задание. Кочетов относился к нему ответственно. Такие черты привлекали людей, и они тянулись к нему всей душой. Он был внимателен и заботлив в отношении к подчиненным. Его ценили по его делам видные военачальники - маршалы авиации С.И. Руденко и Е.Я. Савицкий.

Никишин Алексей Иванович

Начальник воздушно-стрелковой службы полка капитан Никишин Алексей Иванович

Шли последние дни войны. Наши летчики стали полновластными хозяевами неба, нигде не давая покой вражеской авиации. Кочетов вылетел на свободный поиск. Ведомым у него был в тот раз командир звена Федор Костиков. Собираясь уже возвращаться, услышал голос радиостанции наведения:

- Над переправой Франкфурт-на-Одере "Фокке-вульфы-190. Атакуйте!

Кочетов мгновенно отреагировал и пошел на цель. Набрали высоту и зашли с запада, что ввело немцев в заблуждение. Мощными снарядами из 45-миллиметровой пушки и пулеметными очередями в этом коротком бою Кочетов сбил ведущего немца, а Костиков - ведомого.

Это был последний бой в небе Александра Кочетова.

34 сбитых лично самолетов противника и 8 в группе - такой итог боевой работы Александра Кочетова в период Отечественной войны.

Успешно выполнял боевые задания начальник воздушно-стрелковой службы полка капитан А.И. Никишин. В последние дни апреля он сбил один самолет противника.

27 и 28 апреля стали переломными днями. Гитлеровцы теряли не только самолеты, но и аэродромы. Спартак Маковский сбил два самолета.

29 апреля летчиками корпуса проведено 59 воздушных боев и сбито 55 вражеских самолетов. И опять два из них сбил Маковский.

В период войны С.И. Маковский совершил 216 боевых вылетов, провел 70 воздушных боев, сбил лично 30 и семь в группе самолетов противника. Его считали не только отважным воином, но и хорошим организатором в бою и в руководстве эскадрильей.

Гитлеровцы отчаянно сопротивлялись на земле, а в воздухе шли изнурительные бои. Каждый день, каждый час приближал нас к победе. И ничто уже не могло остановить победоносное шествие наземных войск и стремительные полеты наших соколов.

В последних числах апреля в районе Берлина командир эскадрильи Джабидзе Давид Васильевич, воевавший тогда уже в 812 авиаполку, сбил свой последний 27-й вражеский самолет.

 

Пощады не давал врагам

Он на войне почти четыре года,

И обеспечена была победа там,

Где дрался сын грузинского народа.

 

В Берлине развевались белые полотнища - знаки капитуляции. Летая над городом, наши летчики видели, как белые флаги выделялись все больше и больше по мере продвижения наших войск по улицам и площадям города. Ставилась задача быстро добить врага. Все было направлено на штурм рейхстага. Бои гремели днем и ночью.

В Берлине от разрывов бомб и снарядов дым пожаров поднимался на высоту до 2000 метров, что значительно ухудшило видимость. Даже на высоте чувствовалась гарь. Сверху были видны бои на улицах города и на подступах к Рейхстагу. Напоследок немцы бросали в бой уцелевшие самолеты большими группами и наши летчики вступали в бой, несмотря на количество вражеских самолетов.

Много летали летчики 2-й авиаэскадрильи, увеличивался счет сбитых самолетов. Командир эскадрильи С. А. Лебедев довел счет сбитых на войне самолетов до 22-х, совершив 200 боевых вылетов.

Костиков Федор Михайлович

Командир звена 3-й эскадрильи лейтенант Костиков Федор Михайлович. Звание Героя Советского Союза присвоено 15.05.1946 г.

1-го мая дежурившие на старте самолеты находились в готовности номер один. Над городом еще появлялись "фокке-вульфы-190" летевшие бомбить наши танки. Завязывались воздушные бои. Наши летчики сбивали их или прогоняли, не допуская к нашим танкам.

2 мая день был также напряженным. Летчики поднимались по тревоге и штурмовали отступавшие колонны гитлеровцев, которые были хорошо вооружены и вели бои с встречавшимися на пути нашими войсками.

В дни 1 и 2 мая противник потерял 15 самолетов, один из них сбил старший лейтенант Федор Костиков, ставший впоследствии Героем Советского Союза.

2 мая Костиков совершил свой последний на войне вылет. Радиостанция наведения передала, что ниже, на высоте 4500 метров, находится шестерка ФВ-190. Очевидно, это были последние немецкие самолеты, удиравшие на запад.

Костиков и его ведомый Петр Саламов внезапно атаковали "фоккеров" со стороны солнца. Атакуя с высоты, развили скорость. С расстояния около 100 метров Костиков открыл огонь из 37-мм пушки. Атака была настолько стремительной и внезапной, что немецкие летчики опомнились только тогда, когда у одного из "фоккеров" взрывом оторвало крыло и он, завертевшись, стал падать, оставляя за собой шлейф черного дыма.

В своей книге "Крылья победы" маршал авиации С.И. Руденко писал, что это был один из самых последних воздушных поединков в Великой Отечественной войне.

Рейхстаг взят, воины-победители закончили войну.

За время войны Ф. Костиков сбил лично 15 самолетов и в группе 11 самолетов противника.

Вечером 2 мая возник стихийный салют. Стреляли их пушек, зениток, винтовок, ракетниц. Небо озарилось трассами пуль и снарядов. Воины салютовали великой Победе.

 

По данным формуляра знамени 278 Краснознаменной Сибирской Сталинской ордена Суворова II-й степени истребительной авиадивизии, хранящегося в Музее Советской Армии на боевом счету дивизии числится:

 

- боевых вылетов - 18500

- проведено воздушных боев - 6500

- уничтожено самолетов противника - 1260 (из них 43 авиаполком - 480)

Летчиками дивизии уничтожено боевой техники противника:

- танков - 7

- паровозов - 4

- пароходов - 7

- повозок с грузом - 970

-орудий - 41

- автомашин - 1710

и много другой техники.

Взято в плен около 1500 солдат и офицеров.

 

Длинными и трудными были для воинов полка фронтовые дороги. Остались в прошлом военные беды и ненастья, и только боль потерь не дает покоя.

 

Сколько молодых погибло рано,

До Победы не успев дожить.

До сих пор тревожат сердце раны,

Этой боли нам не заглушить.

 

В великой Победе над фашизмом есть частица подвигов воинов 43-го истребительного авиаполка.

24 июня 1945 года по Красной площади торжественным маршем прошли воины-победители и среди них заместитель командира авиаэскадрильи нашего полка Герой Советского Союза капитан Бородин Николай Васильевич.

 

Нам не забыть тех лет событий грозных,

Когда исполнив боевой приказ,

Наш полк на самолетах краснозвездных

Перелетел на Северный Кавказ.

 

А там нас ожидали Малая Земля,

Новороссийск, Темрюк, Кубанские станицы,

Победы беспримерные в боях,

Вписавшие в историю страницы.

 

В боях рождался опыт. Много раз

Врагу мы наносили пораженье.

Освободили Северный Кавказ,

А впереди нас ждали новые сраженья.

 

К победе путь нелегкий был и длинный

Перед Отчизной выполнив свой долг,

Прошел с боями от Кавказа до Берлина

Наш Севастопольский Краснознаменный полк.

 

© А.Е.Чернаткина, 28.07.2004.

 

Дальше

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.